понедельник, 18 мая 2015 г.

Электронный учебник - новая образовательная реальность

The electronic textbook is a new educational reality


















 Источник: "Учительская газета"

Использование электронных ресурсов в образовательном процессе


"Электронного учебника нет и не будет!", "Электронный учебник будет цифровым аналогом печатного!", "Электронный учебник – интерактивное дополнение к традиционному!", "Электронный учебник изменит представление об учебной литературе!"
Под аккомпанемент таких противоречивых воззрений на появление электронного учебника проходил мой разговор с Артемом Соловейчиком, вице-президентом по новым технологиям издательства "Просвещение", который убедил меня в том, что электронный учебник (ЭУ) станет первой и главной ступенью в формировании новой образовательной реальности.

 
Артем Симонович, скажите, пожалуйста, что такое электронный учебник сегодня?
Есть много разных подходов к определению электронного учебника, которые можно расположить по шкале от "электронной книги" до "средовых решений", таких как - Internet, Wikipedia, Google Earth, каталоги исходных материалов и электронных образовательных ресурсов, из которых учитель может составлять собственные электронные подборки.
 
А с чего начался процесс создания ЭУ?
Первый значительный шаг в этом направлении был сделан в 2006 году, когда на законодательном уровне было введено требование снабдить каждый учебник федерального перечня набором электронных ресурсов.

Следующий крупный шаг государства, который будет реализован уже в следующем году – изменение самого понятия учебника с прицелом на будущее. Согласно проекту нового приказа Минобра о Порядке формирования федерального перечня учебников – с 2015 года учебник должен иметь одновременно и печатную, и электронную форму.

Логично предположить, что в недалеком будущем государство законодательно закрепит чисто электронный учебник. Но на данный момент речь идет о некоем переходном периоде.

 
Что это значит для издательств учебной литературы?
С одной стороны, для издательств есть четкая цель: перевести учебники в электронный формат. Но когда начинаешь работу по поиску оптимального электронного формата, не дополняющего печатный, а развивающего идею учебника, понимаешь, что нужно найти новый продукт.
 
Над созданием которого вы и работаете сейчас в Издательстве "Просвещение"?
Совершенно верно. Формула разработки задана обстоятельствами переходного периода: следуя требованию создать именно электронную форму учебника и принимая во внимание значительные технологические ограничения, мы создаем свой уникальный продукт.

Почему, на Ваш взгляд, именно сейчас так активно началась разработка электронного учебника?
До сегодняшнего дня не существовало электронных устройств, сравнимых с книгами по формату, весу, инфраструктурной независимости и стоимости, где могли бы удобно "располагаться" необходимые для обучения программы. А сейчас есть все технические предпосылки для того, чтобы вместо портфеля, ученик носил с собой устройство, где будет все: и учебники, и весь шлейф к нему – тетрадь, задачник, дополнительные материалы, и связь с огромным пространством знаний - Интернетом.
 
Какими главными качествами должен, на Ваш взгляд, обладать ЭУ?
Учебник должен быть недорогим, доступным, легким в обращении, понятным, нетяжелым с точки зрения загрузки данных. А главное: он не должен заменять учителя. Учебник не заменяет учителя, а помогает ему в его педагогической работе. Электронный учебник в нашем понимании укрепляет отношения учителя с учеником, а не подменяет их.


Как, по Вашему мнению, создание ЭУ повлияет на судьбу традиционного учебника?
Электронный учебник безусловно повлияет на печатную версию собрата. Но это будет модель сосуществования. Я даже предполагаю, что в недалеком будущем создание электронного учебника, опыт его использования приведет к усовершенствованию традиционного учебника. Электронная и печатная версии будут дополнять друг друга. Однако как ни парадоксально, именно развитие электронного учебника позволит нам в полной мере распознать уникальные, незаменяемые свойства бумажного, как кино подчеркнуло уникальность театра, телевидение – кино, интернет – телевидения…
 
То есть "прощания с бумагой" не предвидится?
У бумаги есть своя правда, которую никто не отнимет. Когда нужно что-то очень быстро зафиксировать или дать простор мысли, без промедления берешься за белый лист и размашистым почерком записываешь мысли, рисуешь схемы. Просто предстоит понять, что останется на бумаге, а что перейдет в электронный формат.
 
А как началась работа над ЭУ в издательстве "Просвещение"? С чего начался Ваш личный опыт его создания?
С приходом в "Просвещение" – я из журналиста, который обозревает, анализирует, критикует, наблюдает, оказался в роли ответственного за перевод в цифру накопленного в издательстве огромного опыта по созданию учебников. К своему немалому удивлению первое, что я обнаружил, что далеко неочевидно, как перевести печатную версию учебника на планшет.
 
Почему?
Потому что учебник – это не линейное издание, он предполагает нелинейное чтение. При работе с учебником нужно видеть всю книгу сразу. А как это "устроить" в рамках электронного устройства? Мобильные устройства ведь, несмотря на переходы, гиперссылки и тому подобные возможности, предъявляют нам экран, который в данный момент времени заполнен текстом, который читаешь последовательно..
 
Как же тогда вы построили свою работу? Какими соображениями руководствовались?
Мы постарались учесть при разработке позиции учителя. Чтобы понять, какими свойствами должен обладать электронный учебник с точки зрения преподавателя, нужно обязательно понимать, что существующий традиционный учебник, это не только 150 страниц выверенного годами текста, схем, иллюстраций, но и закрепленный за ним учительский опыт преподавания. Учебник – это ведь серьезный педагогический инструмент, который "оброс" многочисленными методиками, индивидуальной траекторией учителя, знающего по опыту, что необходимо прочесть вслух, что можно опустить, на чем требуется остановиться подробнее.

Как это можно воссоздать на планшете? Вот один из главных вопросов, который я ставил перед собой при разработке нашего "продукта".

Кроме того, мы задавались вопросом, как уместить на одном экране всю информацию, необходимую для урока и внеурочной деятельности, придумать такую навигацию, чтобы в каждый момент работы с планшетом видеть учебник целиком без дополнительных переходов?

 
Интересно. А почему именно это показалось для Вас важным?
Потому что очевидно, что нужно такое расположение информации, чтобы смысловые связки оставались актуальными в течение всего времени изучения материала. А таких ключевых связей несколько: текст, оглавление учебника, галерея схем, иллюстраций, мультимедийных объектов, контрольные задания, лабораторные работы, план урока, домашнее задание, конспект учебника, закладки и комментарии, – все важнейшие элементы учебника связаны определенным образом в реальной деятельности ученика и учителя. И электронный учебник должен – обязан! – способствовать этим связям.

Еще одна маленькая, но очень важная деталь: в электронном портфеле ученика средней школы до 18 учебников по разным предметам. Значит, нужно придумать, как визуально обеспечить мгновенное понимание учеником, в каком учебнике он находится, когда бы ни включил планшет.

 
Звучит невыполнимой миссией…
Это еще не все. Помимо такой навигации и расположения материала электронный учебник, должен еще содержать в себе элементы системы LMS: learning management system. Личный кабинет ученика и учителя, где будут храниться самые разнообразные учебные материалы для урока, выполненные учеником, как в классе, так и дома задания, контрольные работы, а также результаты учащегося по всем предметам.
 
Вы работаете над созданием очень многослойного продукта…
Совершенно верно. И очень здорово, время от времени просыпаться с идеей еще одного слоя, о котором раньше просто не думал. На сегодняшний день я держу в голове 7 слоев. Каждый из них может работать независимо, но настоящий эффект, когда все слои работают вместе.
 
Да, действительно, звучит как «слоеный пирог» с разнообразными "начинками". Как вы оцениваете свой продукт на сегодняшний день?
Он учитывает все, что я перечислил. При этом конструкция простая. Конечно, техническое воплощение даже простой идеи требует огромного труда. И мы как разработчики пока критически подходим к своему продукту. Однако все, кому мы демонстрируем прототип нового электронного учебника "Просвещения", восторженно отзываются о нем.

 
В связи с таким количеством "наполнителей" продукта издательства я правильно понимаю, что нужно четко разграничивать два понятия: электронный формат учебника, которым к 1 январю 2015 года должны быть обеспечены все учебники Федерального перечня, и собственно электронный учебник, о котором мы говорим?
Вопрос правильный. Со всеми "слоями" всех 415 учебников издательство "Просвещение" к 1 января не управится. Полная многослойность будет обеспечена всем учебникам издательства в течение двух лет. За это время будет разработана и технически реализована концепция, объединяющая наработки представителей двух разных лагерей: приверженцев полного цифрового аналога печатной версии учебника и тех, кто ратует за создание в рамках ЭУ образовательной "среды".
 
Получается, что так или иначе Вы представитель второго лагеря?
Провокационный вопрос. «Просвещение» тут заняло некую особую позицию и выработало нечто совершенно новое. 
 
Этого и стоило ожидать! Расскажите поподробнее?
Для своего продукта мы разрабатываем формат PDM (не путать с PDF!), что расшифровывается, как технология print/desktop/mobile. Это три связанных особенным образом модуля, каждый из которых предназначен для решения своего круга задач на уроке и во внеурочной деятельности. Модуль Print – содержание предмета и контрольные задания в минимальном количестве. Модуль Desktop – для работы на уроке с использованием интерактивной доски. И, наконец, модуль Mobile – своего рода окно всей системы, обращенное к ученику. Причем модуль Mobile – это разработка не только для планшетов, но и для смартфонов со своим специальным функционалом. Ведь 2 + 2 можно складывать и на смартфоне!
 
В связи с этим вопрос: как вообще можно осуществить "бесперебойную" работу с таким форматом на электронном носителе? Для загрузки материала необходима, наверное, большая мощность каналов связи и требуется много времени?
Нашей модели электронного учебника подходят практически любые по качеству каналы связи, поскольку для работы с самим учебником связь нужна в минимальном объеме. Она используется только для передачи результатов контрольных и самостоятельных работ, если они выполняются на мобильных устройствах (в модуле Mobile).

Кроме того, издательство сейчас работает над созданием двух версий электронного учебника: "базовой" и "интегральной". Первая – базовая – включает в себя полный объем учебника и малое количество мультимедийных объектов. Учебник модели PDM в базовой версии должен устанавливаться на планшет по wi-fi за 15 секунд. И мы уже приближаемся к этой цифре! Интегральная же версия учебника – включает в себя большое количество мультимедийных объектов, при этом предъявляя повышенные требования к качеству, а значит и стоимости, устройства…

 
Кстати, о стоимости, а какова будет стоимость электронного учебника?
Чтобы стать действительно массовым, электронный учебник должен быть доступным. Доступным и по цене, и по легкости в обращении. Особенность технологии PDM заключается в том, что она позволяет использовать любые по мощности и качеству мобильные устройства. Это во многом решит вопрос цены. Точной цифры я сейчас называть не буду. Но совершенно точно могу сказать, электронный учебник модели PDM будет проигрываться и на очень доступных по цене устройствах. 

Получается, что для вашего "многослойного пирога" принципиальна именно "начинка", а само устройство, на котором все это будет воспроизводиться, уже второстепенно?
Именно. Наша цель – создание электронного учебника, который проигрывался бы на недорогих устройствах и на всех популярных платформах: iOS, Android, Microsoft.
 
Артем Симонович, спасибо за познавательную и увлекательную беседу. У меня к Вам последний вопрос несколько философского толка: электронный учебник - это каприз современности или осознанная необходимость?
То, что мы все выучились по замечательным бумажным учебникам-книгам, является сильным доводом в пользу того, что электронный учебник – это каприз. Если наше образование и пострадало от чего-либо, то не от того, что у нас вместо компьютерных программ были книги. 
Однако необходимость создания такого цифрового продукта для школьников назрела, и она диктуется самим временем. Я думаю, вопрос будет оставаться актуальным, пока не появится настоящий электронный учебник, который существенно улучшит качество образования в стране. А пока ясно одно: электронный учебник – это мотивирующее средство обучения. По крайней мере, для наших детей – детей цифрового века, которые живут в эпоху создания новой образовательной реальности.

Беседу вела Оксана Шарко.

Комментариев нет:

Отправить комментарий